lactoriacornuta . (lactoriacornuta) wrote,
lactoriacornuta .
lactoriacornuta

Categories:

Петербургский д’Артаньян.

Петербургский Д’Артаньян.
Леонид Тарасюк (1925-1990)

http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer7/AShapiro1.htm
http://www.vestnik.com/issues/2004/0526/win/gorfunkel.htm





Лев Лурье: Это знаменитая оружейная комната Ленфильма,
где хранятся рапиры и другие образцы холодного и
огнестрельного оружия.
Тарасюк здесь был всегда своим человеком. Он
консультировал на исторических
фильмах, таких как «Двенадцатая ночь» Фрида,
«Гамлет» Козинцева,
«Начало» Глеба Панфилова (эпизоды с Жаной д'Арк).
Он умел фехтовать, как
фехтовали в XV-XVII веке. Он не просто перевоплощался
в своих героев, он как бы
жил этой жизнью. И этим он отличался от того,
что сейчас называют ролевой
игрой, когда человек становится на время, предположим
, дружинником, а потом
садится за компьютер. Тарасюк жил в Средних веках.
Он был д'Артаньяном в Ленинграде ХХ века.

Этот удивительный ,необыкновенный человек был
уникальнейшим специалистом по огнестрельному и
холодному оружию 15-20 веков
(а также - античному).Но сказать это-это значит
ничего не сказать.
Леонид Ильич Тарасюк был человеком,прожившим
короткую,но необычайно интересную,насыщенную жизнь.
Он отвоевал 2 года на фронте,интересовался
историей оружия(холодного и огнестрельного,баллист,
осадных орудий,пушек и т.д.
)Знал он и историю античного оружия. Тарасюк с
детства любил историю,а в
юношеском возрасте организаовал "Клуб мушкетеров"
в школе.Он не
просто прекрасно знал свой предмет,он еще и
был отличным фехтовальщиком
и прекрасно владел шпагой,рапирой,палашом и
вообще любым клинком
и пистолетом,включая пистолеты и мушкеты 16 века...
Этот человек не просто знал историю-он ЖИЛ ею.
За свою жизнь Тарасюк написал 2 книги по
истории оружия и больше 50 монографий на эту
тему.Его,как отличного знатока
оружия часто использовали в качестве
консультанта в кинофильмах и спектаклях,
приглашали неоднократно на международные
симпозиумы и конференции по огнестрельному и холодному оружию.

Лев Лурье: Рыцари, доспехи, турниры, Дюма и
Вальтер Скотт - это то, на чем воспитан каждый
настоящий мальчик. Главная экспозиция по западному оружию,
главная мальчишеская экспозиция в нашей стране - это
Рыцарский зал Государственного Эрмитажа. Ее придумал
замечательный специалист по оружию Леонид Тарасюк.
Потом он повторил эту же экспозицию в музее
«Метрополитан» в Нью-Йорке. О ленинградском д'Артаньяне,
Леониде Тарасюке, в жизни которого было, пожалуй,
даже больше приключений, чем у знаменитого героя
Дюма, мы сегодня будем рассказывать.

Шестнадцатилетним блокадным школьником Леня Тарасюк
организовывает комсомольский отряд «Ленинградские
Д'Артаньяны». Вместе с другими юными поклонниками
Дюма он сбрасывает бомбы-зажигалки с ленинградских
крыш. В 1944 году его призывают в армию. Он
освобождает Венгрию, а в Чехословакии - немецкий
концлагерь с французскими военнопленными, за что
и получает орден Почетного легиона. Молодым старшим
лейтенантом он возвращается в родной Ленинград,
демобилизуется и становится студентом кафедры археологии
Ленинградского государственного университета.

Арсений Березин, кандидат физико-математических наук:
Его любимой книгой была «Три мушкетера» Александра Дюма.
Он прочитал её в возрасте восьми лет, и до самого
конца жизни она оставалось главной его книгой. Ради
романа Дюма он выучил французский язык. Еще школьником
он пошел в Эрмитаж и стал заниматься там историей.

Сергей Белецкий, доктор исторических наук: Он был
блестящим историком. Я читал его дипломную работу.
Он окончил кафедру археологии университета в начале
50-х годов и защищал диплом по скифам, то есть он
начинал с этой тематики. Его диплом - готовый макет
к кандидатской диссертации. И то, что он переключился
на оружие, насколько я понимаю, оказалось неожиданным для очень многих.

Интерес Тарасюка к оружию изначально носил не только
исторический, но и практический характер. Поступив в
университет, он буквально сразу же записывается в секцию фехтования.

Арсений Березин, кандидат физико-математических наук:
Мы впервые встретились второго сентября, записываясь
на фехтование, а третьего мы с ним уже отправились на
секцию. Надо сказать, что я уже тогда чуть-чуть фехтовал,
никаких особенных надежд не подавал, и для меня это не
было чем-то особенно захватывающим. А для Тарасюка это
была часть его жизни: он считал, что должен был хорошо
стрелять, и это он освоил. Он прекрасно стрелял, как
и полагается каждому мушкетеру.

Лев Лурье: Тарасюка долго не брали в Эрмитаж - у него
была неподходящая анкета. Он был еврей, а это были
50-е годы, время Дела врачей. К тому же у Тарасюка
была репутация страшного задиры и эксцентрика. Он мог
пройти по Невскому проспекту в рыцарских латах -
на карнавал исторического факультета Ленинградского
университета. И, тем не менее, звезды сложились в
его пользу. Предыдущий хранитель Рыцарского зала
Коссинский был арестован, кстати говоря, уже в третий раз.
Взвесив все, партийная организация Эрмитажа пришла к выводу
- надо брать Тарасюка. Все-таки он офицер в отставке,
заслуженный старший лейтенант и к тому же крупнейший
знаток средневекового оружия.

Став сотрудником Эрмитажа, Тарасюк за несколько лет
создает не имеющую аналогов в мире экспозицию средневекового
западного оружия - Рыцарский зал. Досконально изучив
огромную, но не систематизированную эрмитажную коллекцию,
«ленинградский д'Артаньян» в одночасье становится
специалистом номер один в своей области.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Он был, конечно, блестящий специалист. Оружие - это романтично,
но изучение его требует много сил и времени. Нужно знать
две вещи: как все это работает и как это вписывается в
историко-культурный контекст времени. Так что изучение
оружия требует громаднейшей эрудиции и очень цепкого мозга и взгляда.

Профессиональная карьера Тарасюка в 50-ые годы - парадокс.
В Эрмитаже он - скромный «МНС», младший научный сотрудник,
- это низшая каста в советской академической иерархии.
В то же время Леонид Тарасюк - первый советский ученый,
избранный в действительные члены туринской Академии Марчиано,
объединяющей крупнейших специалистов по изучению старинного
оружия. Среди членов этого элитного клуба потомок герцогов
Лотарингских генерал де Голь.

Арсений Березин, кандидат физико-математических наук:
Он вступил в переписку с новым членом этой академии
Тарасюком и эта переписка продолжалась вплоть до 60-х
годов. Они переписывались, переписывались - сначала
младший сотрудник Эрмитажа Тарасюк и генерал де Голь,
а потом переписывались уже куратор старинного оружия
Ленинградского Эрмитажа, доктор, академик Тарасюк с
президентом Франции де Голем.

Лев Лурье: Это пистолет Оружейной палаты времен царя
Алексея Михайловича. Зажигательными механизмами таких
пистолетов профессионально занимался Тарасюк. Но хранил
он в своем хранилище все: и мечи, и щиты, и шлемы, и
арбалеты, и сабли дамасские. Это был волшебный мир - как
в «Золотом ключике». Золотая страна мальчишечкой мечты.
Можно посмотреть, потрогать то, чем сражались д'Артаньян,
Айвенго и другие любимые герои.

Сергей Белецкий, доктор исторических наук: Мы все запоем
читали Дюма. Но Тарасюк приходил в мушкетерском плаще, в
широкополой шляпе с перьями, причем из-под нее торчали,
естественно, нормальные цивильные брюки, обычные ботинки.
Под мышкой у него несколько шпаг, кинжалы, и читал он
нам, пацанам, лекцию под названием «Как и чем д'Артаньян
убивал своих противников».

Юрий Ефимов, хранитель отдела оружия Государственного
Эрмитажа: Мы, мальчишки, работая в хозяйственной части,
конечно, стремились к нему попасть, надеть доспехи, взять
в руки меч, а я еще слушал спецкурс у него. Он все нам разрешал.

В Эрмитаже Тарасюк - фигура легендарная. Гений эпатажа
с каким-то невероятным мушкетерским чувством юмора. Одну
из молодых сотрудниц он убедил в необходимости заспиртовать
скончавшегося сотрудника музея - на память потомкам.

Любовь Фаинсон, кандидат искусствоведения: Я была бестолковой
и доверчивой. Ничего не поделаешь, я еще плоховато соображала
и стала ходить от должности к должности, объясняя, что надо
заспиртовать заведующего отделением графики Евгения Григорьевича Лисенкова.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Одно из последних моих воспоминаний о Тарасюке - как
он стреляет из пушек на юбилее моего отца. Он рассказывал,
как он, якобы, давал указания, исправлял поведение
пулеметчиков, которые сидели на третьем этаже во время
парадов. Я думаю, что никаких пулеметчиков во время
парадов на крыше Зимнего дворца не было, хотя рассказ
его казался очень правдоподобным.

Утром первого апреля 1956 года Эрмитаж облетело трагическое
известие - скончался хранитель Рыцарского зала, выдающийся
знаток средневекового западного оружия Леонид Ильич Тарасюк.

Любовь Фаинсон, кандидат искусствоведения: В малом подъезде
иногда встречались мы все. Там есть щит с объявлениями. Если
не дай Бог кто-то уходил из жизни, то именно там был портрет
в траурной рамке. Однажды Леня повесил свой портрет и написал,
что он скоропостижно скончался после автокатастрофы. А
рассчитано на то, что я приду рано и начну собирать деньги на
похороны. А тут он живой и явится.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: Это был
стиль, который, наверно, и шокирует, и не шокирует, но нравится всем.

Шутки Тарасюка - всегда на грани фола. В стенах Эрмитажа со
временем к ним привыкли, но Ленинград - это не только
Дворцовая площадь. Когда генеральным секретарем партии
был избран Леонид Ильич Брежнев, полный тезка
«ленинградского д'Артаньяна», эксцентричный хранитель
не выдержал - и вышел в народ. Теперь арена для его
розыгрышей - весь город.

Георгий Вилинбахов, заместитель директора Государственного
Эрмитажа: У него был приятель, тоже историк, который
занимался Средневековьем и мистикой, Владимир Ильич Райцис.
Когда они с ним приходили в метро, Райцис шел впереди,
а Тарасюк - сзади. Они громко вели диалог такого
содержания: «Владимир Ильич, Владимир Ильич, ну
куда же Вы? Я не успеваю за Вами, подождите, я Вас
сейчас буду догонять». «Леонид Ильич, догоняйте,
догоняйте, Леонид Ильич, догоняйте». Так они и
беседовали, до тех пора пока их не останавливал милиционер.

В смелости Тарасюку не откажешь. Ко времени, когда
Леонид Ильич устраивал эскапады в Ленинградском метро,
у него за плечами были три года лагерей.

Лев Лурье: В одной из парадных этого двора на Невском,
100, жил Леонид Тарасюк. На его двери друзья написали:
«Здесь живет наш лучший друг д'Артаньян де Тарасюк».
И вот отсюда в 1959 году его и увели на три года
оперативники Комитета Государственной Безопасности.
Тарасюка обвинили в том, что в 1952 году, то есть
за семь лет до этого, он с друзьями в горном Крыму
оборудовал пещеру с какими-то продовольственными
запасами на случай атомной войны или ареста. Шел конец
сталинской эры, и Тарасюк естественно опасался гибели
или попадания в лагерь. Через семь лет это вскрылось.

Советская правоохранительная система не любит оправданий, и
не смотря на протест прокурора обвинительный приговор
остается в силе. Срок Тарасюк отбывает сперва в Тайшете,
затем в Мордовии. Там знакомится с униатским кардиналом
Иосифом Слипым, который обучает его итальянскому языку.

Арсений Березин, кандидат физико-математических наук:
Слипый сказал Тарасюку как-то, что Папа Римский призвал
его к Престолу святому и он скоро уедет: «Я вас приглашу,
и вы приедете к нам в Ватикан».

Освободившись в 1963 году, Тарасюк даже не мечтает попасть
в Ватикан - это из области фантастики. Перед ним только
одна цель - вернуться в Эрмитаж и она, ко всеобщему удивлению,
осуществляется.

Любовь Фаинсон, кандидат искусствоведения: У нас был
необыкновенный директор, Михаил Илларионович Артамонов.
Это был археолог и человек больших знаний, очень простого
происхождения, очень твердый. После того, как Леня вышел из
тюрьмы, он взял его снова на работу.

Лев Лурье: Это знаменитая оружейная комната Ленфильма, где
хранятся рапиры и другие образцы холодного и огнестрельного
оружия. Тарасюк здесь был всегда своим человеком. Он
консультировал на исторических фильмах, таких как
«Двенадцатая ночь» Фрида, «Гамлет» Козинцева, «Начало»
Глеба Панфилова (эпизоды с Жаной д'Арк). Он умел
фехтовать, как фехтовали в XV-XVII веке. Он не просто
перевоплощался в своих героев, он как бы жил этой жизнью.
И этим он отличался от того, что сейчас называют ролевой
игрой, когда человек становится на время, предположим,
дружинником, а потом садится за компьютер. Тарасюк жил в
Средних веках. Он был д'Артаньяном в Ленинграде ХХ века.

Во время съемок «Гамлета» Тарасюк знакомится с
Иннокентием Смоктуновским. Актер и хранитель становятся
близкими друзьями. Иннокентия Михайловича Леонид Ильич
по-приятельски называет «Кешей».

Валентин Мавродин, кандидат исторических наук:
Звонок в дверь. Я говорю - отрыто, входите,
шаги по коридору. Подражая,
я спросил: «Что там за Кеша?». И вот голосом
Иннокентия Смоктуновского сказал:
«Это я, Кеша». Я долго извинялся. Он говорит:
«Ничего-ничего».

Лев Лурье: В 1972 году Леониду Тарасюку
исполнилось сорок пять лет. Кажется,
все плохое позади. Он снова директор
музейного хранения Эрмитажа, блестящий
переводчик-синхронист, консультант
художественных фильмов. Романтическая
фигура, известная всему городу и любимая им.
Но ему не хватает одного - свободы, возможности
увидеть те священные
камни Европы, которым он всю жизнь поклонялся.
И он подает заявление на
отъезд из Советского Союза.

Георгий Вилинбахов, заместитель директора
Государственного Эрмитажа: Он написал не
просто заявление в духе: «прошу меня уволить в
связи с тем-то и с тем-то». Он решил сначала передать коллекцию.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
Это был исключительно порядочный и деликатный
человек. Он всегда старался
учитывать интересы Эрмитажа и тех, кто работал
вместе с ним. Сделать все так,
чтобы никто в результате его действий не пострадал,
было очень важно для него.

Лев Лурье: Два года Тарасюка не выпускают.
В конце концов, вмешивается международная
общественность, в частности,
знаменитый сенатор Джексон. И в 1973
Тарасюк покидает Россию навсегда.

Тарасюк обосновался в Соединенных Штатах. Во
всемирно известном нью-йоркском музее
«Метрополитан» он работает над экспозицией
средневекового оружия, руководствуясь теми же
принципами, что и при
создании эрмитажного Рыцарского зала.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
«Метрополитан» - это серьезнейшее учреждение, туда
даже по политическим
причинам беженцев не брали и не берут, туда берут
специалистов экстра-класса.
Я много раз бывал в «Метрополитане» и слышал много
отзывов о Тарасюке
как об ученом. Он был сразу же воспринят как очень
высокого уровня ученый.

Вырвавшись из-за «железного занавеса»,
Тарасюк наверстывает упущенное. Европа,
которую он знал по книгам и артефактам,
открывается перед ним во всей своей
невероятной подлинности. Он много путешествует. В
Ватикане его принимает старый знакомый по
мордовским лагерям кардинал Иосиф Слипый.
Слипый предлагает Тарасюку немедленно обвенчать
его с женой Ниной
Ростовцевой - на память о встрече.

Арсений Березин, кандидат физико-математических
наук: Нина сказала, что это невозможно, потому что
они уже зарегистрированы.
Он сказал: «Где? Ваш советский брак? Он не имеет
никакой силы в глазах святой
церкви!». Кардинал Слипый торжественно их обвенчал
в Сикстинской капелле.

В Нью-Йорке, как и в Ленинграде, Леонид Тарасюк
становится всеобщим любимцем. Этот
энциклопедист-эксцентрик буквально притягивал к
себе неординарных людей. В числе его
ближайших друзей знаменитая Жаклин Онассис-Кеннеди.
Тарасюк помогает ей подготовить и издать книгу о русской одежде.

Арсений Березин, кандидат физико-математических
наук: Жаклин очень просто сказала: «Да, я любила
этого человека. Это было не то, что я любила
его как любовника. А это было как любимого
человека, как человека!». Это было сказано
совершенно открыто, с чувством.

В августе 1990 года Тарасюк отправляется в Шотландию
на международный конгресс оружейников. Там он -
главная звезда. В профессиональной среде его буквально
боготворят и готовы носить на руках.

Георгий Вилинбахов, заместитель директора Государственного
Эрмитажа: Со всех сторон к нему неслись радостные
участники этого конгресса обниматься, целоваться.
Вообще, приезд Тарасюка - это было событие, вокруг
него моментально сразу все начинали крутиться, все
его знали, и всех он знал. Это были и профессиональные
отношения, которые легко переходили в дружеские. Я не
думаю, что кто-нибудь из старых оружейников тех времен,
к нему относился не по-дружески. Шведы, финны, поляки,
американцы, англичане, немцы, итальянцы, в общем,
казалось, что все оружейники мира - его друзья.

Из Шотландии Тарасюк отправляется во Францию. Франция -
страна мушкетеров, и каждая поездка - как паломничество
в Мекку. На родине д'Артаньяна 11 сентября 1990 года
«ленинградский д'Артаньян» Леонид Тарасюк погибает вместе
с женой в автомобильной катастрофе.
Tags: Петербургский д’Артаньян.
Subscribe

  • Страшный день.

    Страшный день. Умер любимый человек моего хорошего друга/Нади - notabler (одного из самых лучших людей,каких я когда-либо знал) Пусть у тебя будут…

  • Забавное.

  • Просто так.

    Тысячу раз извиняюсь,друзья,что НЕ СРАЗУ иногда отвечаю на Ваши комментарии. Я в послeдние два месяца работаю по 7 дней в неделю(Иногда в две…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment